Культ волка очень древен и сложен. Вероятно, для древних славян-земледельцев волки
были очень полезны весной, когда всходили яровые хлеба и лён, а в
лесных чащах было много рогатой мелочи (косули, дикие козы, серны),
оленей, кабанов, причинявших огромный вред посевам; волки на открытых
пространствах засеянных нив легко ловили эту живность, оберегая тем
самым поля от потравы. Возможно, это и была одна из причин, по которой
волк в народном представление стал связываться с плодородием; другой же
причиной могло быть древнейшее представление тучи в образе волка. При
этом связь волка с урожаем сохранилась и при христианстве; так,
например, сербы полагали, что волк приносит удачу и даже специально
может предсказывать урожай, а встреча с ним и у восточных славян
считалось доброй приметой. В облике волка иногда представляли себе духа
нивы, хлеба: например, когда хлеба колыхали ветры, в некоторых местах
говорили: "По хлебам проходит волк", "Ржаной волк бежит по полю", и
т.д.; а детей, собирающих в поле рвать колоски и васильки,
предостерегали: "В хлебе сидит волк, - он разорвет вас на кусочки",
"Смотрите, придет ржаной волк и вас съест" и т.п. В некоторых местах
считалось даже, что волк прячется в последнем снопе хлеба, сам такой
сноп изредка называли "Ржаным волком".